Содержание работы участников педагогического проекта
1 этап. Подготовительный, сентябрь-ноябрь 2022г.
Цель: обеспечение организационно-управленческих условий для реализации педагогического проекта.
На подготовительном этапе работа носила исследовательский и аналитический характер. С учётом имеющихся в учреждении образования условий и основываясь на возрастных возможностях детей, был разработан календарный план мероприятий, направленный на формирование навыков безопасного поведения воспитанниковдля внедрения в образовательный процесс. Педагогами была изучена нормативная документация, методическая литература, статьи в периодичных печатных изданиях, авторские разработки, содержащие опыт работы по формированию у воспитанников навыков безопасного поведения в быту, социуме.
В работе с родителями на подготовительном этапе основной упор делался на первоначальное вовлечение их в совместную образовательную и продуктивную деятельность. Для выяснения заинтересованности родителей в вопросах обучения детей правилам безопасного поведения проводилось анкетирование: «Я и мой ребёнок на улицах города», «Когда ребёнок один дома», «Безопасность моего ребёнка» (сентябрь 2022г.)
Результаты анкетирования родителей показали, что:
- 60% родителей очень серьёзно относятся к обучению детей навыкам безопасного поведения, понимают всю серьёзность последствий и готовы сотрудничать с педагогами по данному направлению деятельности.
- 15% родителей считают, что их дети защищены от всякого рода опасностей.
- 25% родителей, считают, что их дети имеют представления о наиболее опасных ситуациях и умеют действовать в той или иной опасной обстановке.
Проанализировав ответы родителей, были разработаны мероприятия по привлечению внимания законных представителей к ответственному отношению к своим детям и их безопасности. Проводилась регулярная консультативная деятельность (индивидуальная и групповая). Разработаны теоретические материалы: «Превратим послушных детей в осторожных», «Обучаем безопасности жизнедеятельности, играя». Для законных представителей воспитанников разработаны памятки: «Обучаемся, играя», «Лучше предупредить, чем лечить», «Не оставляйте детей одних», «Безопасность детей в автомобиле», «Как научить ребёнка говорить «нет» незнакомцу?», «Как научить ребёнка правильному поведению при пожаре?», «Безопасность детей в ваших руках», «Безопасность в быту». Информационные материалы распространялись среди родителей посредством рассылки по электронной почте, группы Viber, размещения на сайте учреждения образования. С родителями регулярно проводились родительские собрания, организовывались творческие выставки, совместные детско-родительские досуги и развлечения.
Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями дало определенный результат. Родители стали активными участниками всех мероприятий, проводимых в рамках реализации проекта: совместно с воспитателями и воспитанниками оформили стенгазеты: «Безопасность детей», «Азбука безопасности: один дома», «Спасибо, что научили».
Оказали помощь в изготовлении атрибутов для игр и игровых ситуаций.
Принимали участие в открытом занятии (инсценировка сказки) «Колобок или сказка о правилах безопасного поведения».
В целях эффективности усвоения детьми актуальных знаний и умений безопасного поведения, был разработан перспективный план, включивший в себя 5 направлений: ребёнок и дорога, ребёнок и огонь, ребёнок дома, ребёнок и другие люди, ребёнок и природа. По данным направлениям определены перечни тем для моделирования игровых ситуаций по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения. (ноябрь 2022г.- март 2023г.)
1 Ребенок и другие люди
1.1. 0 несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
1.2. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
1.3. Ребенок и другие дети, в том числе подростки.
1.4. Если «чужой» приходит в дом.
1.5. Если ты потерялся.
2 Ребенок и природа
2.1. Ядовитые растения.
2.2. Контакты с животными.
2.3. Мы пришли на водоём.
2.4. Неблагоприятные погодные явления
- Ребенок дома
3.1. Бытовая химия, лекарства.
3.2. Опасные бытовые предметы.
3.3. Открытое окно, балкон как источники опасности.
3.4. Экстремальные ситуации в быту.
3.5. Правила оказания первой помощи.
4 Ребенок и дорога
4.1. Школа светофорных наук: «Зебра», светофор, дорожные знаки
4.2. Правила езды на велосипеде, роликах, самокатах.
4.3. Правила поведения в транспорте.
5 Ребенок и огонь
5.1. Электроприборы.
5.2. Дым, возгорание в помещении.
5.3. Вызов специальных служб.
С целью проведения педагогической диагностики были подобраны несколько ситуаций для индивидуальной беседы с детьми старшего дошкольного возраста.
«Чем опасен включенный электроприбор?»
«Когда уходишь из дома, о чём не должен забывать?» (включать свет и электроприборы)
«Как ты думаешь, можно ли трогать включенные электроприборы мокрыми руками? Почему?»
«Можно ли брать лекарства, без разрешения взрослых? Почему?»
«Как нужно себя вести при открытых окнах и на балконе? Почему?»
«Если незнакомый взрослый будет спрашивать тебя, где ты живёт, дома ли твои родители, как ты поступишь?»
«Взрослый представляется знакомым родителей, которые попросили привести ребёнка домой? Как ты себя поведёшь?»
«На какой машине: «Ауди» или «Мерседесе» ты бы согласился покататься с незнакомым взрослым?
«Взрослый угощает тебя сладостями, дарит игрушку, приглашает пойти вместе с ним? Как ты поступишь?»
Результаты бесед с детьми в октябре 2022г. показали, что самостоятельно решали данные ситуации 20%, с помощью взрослого 70%, а не решили совсем 10%. В мае 2023г. - самостоятельно решали данные ситуации 45%, с помощью взрослого 50%, а не решили совсем 5%.
2 этап. Внедренческий, январь 2022г.- апрель 2023г.
Цель: организация и осуществление образовательного процесса посредством технологии моделирования игровых ситуаций.
На данном этапе было выполнено:
- организация работы по выполнению плана педагогического проекта;
- мониторинг процесса и промежуточных результатов реализации проекта, диагностика участников проекта;
- осуществление образовательного процесса в рамках реализации педагогического проекта;
- реализация образовательного процесса с воспитанниками посредством технологии моделирования игровых ситуаций;
- анализ промежуточных результатов реализации педагогического проекта;
- промежуточная оценка условий реализации педагогического проекта.
В соответствии с календарным планом работы по реализации педагогического проекта были реализованы следующие мероприятия:
родительские собрания (знакомство родителей с содержательной стороной проектной деятельности) «Превратим послушных детей в осторожных» (октябрь 2022 г.), «Наши успехи» (май 2023г.).
семинары «Игровая деятельность как средство формирования у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме» (октябрь 2022г.), «Технология моделирования безопасного поведения дошкольников посредством игровых ситуаций» (январь 2023г.).
консультации «Ведение документации в процессе осуществления деятельности по реализации педагогического проекта» (октябрь 2022г.)
разработка памяток, буклетов для родителей на тему: «Формирования у дошкольников навыков безопасного поведения».
Работа по реализации проекта строилась по следующему принципу: первая неделя- 1 этап: «Я знаю».
На этом этапе актуализировала, уточняла и систематизировала знания детей о различных правилах безопасности. Для активизации мыслительной деятельности использовала следующие методы и приемы: беседы, рассказы, дидактические игры, дискуссии по литературным произведениям, после просмотра обучающих видеофильмов, сказок, рассматривание иллюстраций и предметных картинок.
Вторая неделя- 2 этап: «Я знаю и понимаю».
Второй этап включал в себя упражнение детей в применении ими правил в различных обучающих игровых ситуациях. Использовались такие методы и приемы, как:
- проведение и дальнейшее обсуждение сюжетно-дидактических игр;
- игры – драматизации и инсценировки;
- продуктивная деятельность.
Третья неделя - 3 этап: «Я знаю, понимаю, могу применить».
На этом этапе, на основе имеющихся у детей знаний и представлений развивается осознанное отношение к непредвиденным ситуациям, используются знания для изменения ситуации (моделирования) с целью обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих. Здесь используются следующие методы и приемы:
- моделирование игровых ситуаций;
- анализ игровых ситуаций;
На практическом этапе обновлена и пополнена развивающая предметно – пространственная среда групп (ноябрь 2022г.-март 2023г.):
- оформлен уголок безопасности (игрушечный транспорт различного функционального назначения, макеты: домов, светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков), настольный макет, моделирующий улицы и дороги, дорожные знаки);
- изготовлены дидактические игры, пособия, макеты,
- приобретены и изготовлены атрибуты для сюжетно – ролевых и дидактических игр, игр – инсценировок, моделирования обучающих игровых ситуаций,
- пополнена подборка предметных картинок по темам:
- сделана подборка мультфильмов, сказок, обучающих фильмов по 5 направлениям,
- приобретены и обновлены несколько видов театра,
- оформлена подборка литературных произведений,
- оформлены папки-передвижки;
- разработана схема для моделирования ситуаций.
Проделанная работа на подготовительном этапе способствовала успешной реализации проекта на внедренческом (практическом) этапе.
Для обогащения и актуализации знаний о правилах безопасного поведения были организованы:
- конкурс семейных поделок «Фликер своими руками»;
- семейное проектирование «Составление безопасного маршрута от дома до детского сада, «Опасные места дома» (составлен план – карта квартиры, дома, где отмечены опасные места красными кружочками»;
- развлечение «Папа, мама, я – безопасная семья»;
- экскурсии в детскую библиотеку, на железнодорожную станцию;
- тематическая площадка по ПДД (имеющиеся там светофор, дорожные знаки, дорожная разметка позволяют проводить обучающие игры и прорабатывать различные дорожные ситуации на практике);
- компьютерные презентации и короткометражные фильмы («Зебра - дорога жизни», «Будь внимателен!», «Мой друг – дорожный знак») с помощью которых дети быстрее воспринимают материал. Так обучение идёт с участием сказочных героев (Фиксики, Смешарики, Лунтик, Маша и Медведь), которые попали в трудную ситуацию, и им нужна помощь.
Оценка промежуточных результатов реализации педагогического проекта
Критерии
|
Показатели
|
Способ измерения
|
Оценка результатов
|
Повышение качества образовательного процесса.
|
- Осуществление образовательного процесса на основе технологии моделирования игровых ситуаций;
- Эффективная система управления образовательным процессом;
- Сопровождение деятельности участников проекта;
- Пополнение предметно-развивающей среды;
- Повышение профессиональной компетентности педагогов
|
- Анализ планирования образовательной работы;
- Наличие практических материалов у педагогов по реализации проекта;
- Карты контроля и анализ образовательного процесса;
- Наличие нормативной правовой базы в области дошкольного образования;
- Обеспеченность учреждения дошкольного образования программно-методическим материалом, пособиями;
- Выполнение плана методических мероприятий в соответствии с календарным планом реализации педагогического проекта;
- Анализ предметно-развивающей среды;
- Участие педагогов в семинарах, методических мероприятиях на разных уровнях, разработка дидактических пособий (игровых ситуаций, макетов, дидактических игр), показы открытых занятий, обобщение педагогического опыта.
|
- В результате оперативного и тематического самоконтролей нарушений не выявлено, планирование соответствует требованиям;
- У педагогов сформированы и систематизированы материалы по реализации технологии моделирования игровых ситуаций;
- В учреждении имеется нормативная правовая база в области дошкольного образования;
- Процент обеспеченности НМО в учреждении составляет 90%;
- План методических мероприятий выполняется;
- Процент обеспеченности предметно-развивающей среды в соответствии с Перечнем №50 составляет 76%;
- Педагогами разработаны дидактические игры, пособия и макеты по формированию навыков безопасного поведения воспитанников;
- Воспитатель Ананич С.В. показала открытое занятие: «Колобок или сказка о правилах безопасного поведения».
|
Уровень развития воспитанников в вопросах безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в быту, на улице, в квартире.
|
- Положительная динамика уровня развития детей в вопросах безопасного поведения на разных этапах реализации педагогического проекта;
- Представления о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях; об опасных для жизни и здоровья местах на улице, в квартире.
|
- Анкетирование педагогов и родителей «Ребёнок и безопасность»;
- Наблюдение за деятельностью детей и анализ;
- Мониторинг уровня развития детей в вопросах безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
|
- Анкетирование родителей показало, что 60% родителей очень серьёзно относятся к обучению детей навыкам безопасного поведения и готовы сотрудничать с педагогами по данному направлению деятельности.
- Результаты наблюдений и бесед с детьми в октябре 2022г. показали, что самостоятельно решают трудные (опасные) ситуации, принимают решения с опорой на собственные знания и умения 20% воспитанников, с помощью взрослого 70%, а не решают совсем 10%. В мае 2023г. – самост. решают данные ситуации 45% воспитанников, с помощью взрослого 50%, а не решают совсем 5%.
|
Уровень профессиональной компетентности педагогов в области формирования навыков безопасного поведения воспитанников в чрезвычайных ситуациях.
|
- Умение проводить анализ детской деятельности через наблюдение;
- Умение разрабатывать методические и дидактические материалы по безопасности жизнедеятельности
|
Экспертиза продуктов деятельности
|
- Педагоги проводят анализ детской деятельности через наблюдение, беседы;
- Разработаны дидактические игры, пособия, макеты по формированию у воспитанников навыков безопасного поведения;
|
Уровень удовлетворенности участников педагогического проекта.
|
Положительная динамика удовлетворенности педагогов, администрации, законных представителей воспитанников ходом и результатами проекта.
|
- Анкетирование родителей «Что может мой ребёнок»;
- Опрос педагогов;
- Наблюдение во время участия родителей в совместных мероприятиях.
|
Удовлетворённость образовательным процессом среди родителей составляет 100% (анкетирование).
- Результаты опроса педагогов положительные.
|
Представление промежуточных результатов
реализации педагогического проекта
№ п/п
|
Автор
|
Название (тема)
выступления (публикации)
|
Форма (название) мероприятия
|
Уровень,
дата проведения
мероприятия (публикации)
|
|
Жовнеревич Елена Владимировна, заместитель заведующего по основной деятельности
|
Реализация педагогического проекта «Формирование навыков безопасного поведения воспитанников посредством моделирования игровых ситуаций»
|
Заседание педагогического совета учреждения образования «Михановичский детский сад №1»;
Официальный сайт учреждения образования http://du-mihanovichi1.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=4511
|
Учрежденческий
29.05.2023г.
|
Перспективы реализации педагогического проекта
реализация технологии моделирования игровых ситуаций с воспитанниками;
анализ сформированности у дошкольников навыков безопасного поведения в ходе организации образовательного процесса посредством технологии моделирования игровых ситуаций;
продолжение методического сопровождения через семинары, практикумы, индивидуальные и групповые консультации, самообразование педагогов по теме педагогического проекта;
разработка методических материалов и рекомендаций по формированию навыков безопасного поведения воспитанников посредством моделирования игровых ситуаций;
представление опыта работы на методических объединениях; в СМИ.
раскрыть » / « свернуть