Структурные компоненты информационно-методического кабинета:
сектор нормативного правового обеспечения (банк законодательных актов Республики Беларусь: Конституция, Законы, Указы Президента, Директивы, Кодексы, постановления Совета Министров, положения, инструкции и др.);
сектор методической работы (учебно-методические комплексы – программы дошкольного образования, в том числе, специального, программы для оказания дополнительных образовательных услуг, учебные издания, средства обучения и др.);
книжный фонд (библиотека детской художественной и научно-популярной литературы для педагогических работников и родителей, периодические печатные издания; справочная литература: словари, справочники, энциклопедии и др.);
сектор аналитической работы (материалы по изучению и анализу результатов мониторинга качества условий деятельности дошкольного учреждения, качества здоровьесберегающего образовательного процесса, коррекционно-педагогической помощи детям и др.);
сектор аттестации и повышения квалификации педагогических работников (законодательные акты и методические материалы по аттестации и повышению квалификации педагогических работников);
сектор инновационных педагогических достижений (информация о фундаментальных, практико-ориентированных исследованиях в сфере дошкольного образования, обобщение педагогического опыта дошкольных учреждений и др.);
информационно-технический сектор (компьютерное и программное обеспечение образовательного процесса: мультимедийная установка, интерактивная доска, телевизор, DVD-плеер, диски с аудио-видеозаписями и др.);
сектор идеологической работы (государственная символика, материалы к единому дню информирования, актуальные сообщения в средствах массовой информации и др.;);
педагогические выставки – тематические, постоянно действующие, эпизодические, передвижные и др.;
тематические каталоги и картотека методического обеспечения: учебных изданий, средств обучения, оборудования и др.
Требования к информационно-методическому кабинету
Комплектование и оформление информационно-методического кабинета осуществляется в соответствии с потребностями педагогических работников, направлениями деятельности дошкольного учреждения с учетом принципа систематизации (по видам деятельности, возрастному принципу, разделам утвержденных программ и др.).
Учебные издания и средства обучения, в том числе игры и игровое оборудование формируются с учетом психолого-педагогических требований: дидактической ценности, полифункциональности, безопасности, эстетических требований и др.
Материалы оформляются эстетично, в едином стиле. Хранение оборудования, учебных изданий и средств обучения должно обеспечивать их продолжительное использование.
Фонды учебно-методических изданий формируются преимущественно изданиями с грифами Министерства образования Республики Беларусь, научно-методического учреждения ”Национальный институт образования“ Министерства образования Республики Беларусь в соответствии с Инструкцией о порядке подготовки и выпуска учебных изданий для учреждений образования Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21 января 2005 г. № 6 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 37, 8/12189), Требованиями к учебно-методическому комплексу для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12 декабря 2007 г. № 95 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008, № 29, 8/17881).
Учебно-методические пособия для педагогов, учебные пособия для детей, детская художественная литература подбираются в соответствии с разделами учебной программы дошкольного образования, программ специального образования.
На весь материал составляется библиография и картотека, в том числе и на электронных носителях, с указанием места его расположения (номер папки, шкафа и др.). Картотека библиотечного фонда регулярно пополняется наименованиями новых поступлений. Для удобства пользования литературой создается алфавитный и тематический каталоги.
Руководство и координацию деятельности информационно-методического кабинета осуществляет заместитель заведующего по основной деятельности в соответствии с возложенными на него обязанностями.
Повышение профессионального уровня педагогов
Приоритетным направлением работы является повышение профессиональной компетентности кадров. Изучение деятельности педагогических коллективов республики показало, что вопросы самообразования остаются на достаточно низком уровне, вызывает трудности и организация работы информационно-методического кабинета в дошкольном учреждении как центра методической работы, способствующего повышению квалификации и профессиональной компетентности педагогических работников дошкольных учреждений.
Управление процессом самообразования педагогов в дошкольном учреждении
Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию – целенаправленной работе по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в соответствии с современными требованиями педагогической и психологической науки.
Методическая работа по организации самообразования воспитателей в дошкольном учреждении может включать:
самодиагностику;
выбор темы, целей и задач самообразования;
определение содержания работы по самообразованию, вопросов для самостоятельного углубленного изучения;
самоконтроль, самоанализ и самооценку выполнения запланированного;
определение перспектив творческого роста, рекомендации по изучению и анализу результативности своей работы.
Успешность педагога в профессиональном самообразовании непосредственно зависит от поддержки и помощи заместителя заведующего по основной деятельности. Тематику самообразования необходимо рекомендовать соответственно опыту и педагогическому стажу, профессиональному мастерству каждого воспитателя. Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему, фокусировать свое внимание на главном, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания.
Этапы и содержание деятельности по самообразованию.
На первом этапе формируется потребность в самообразовании. Руководители дошкольного учреждения помогают воспитателю осуществить постановку целей и задач самообразования по результатам педагогической диагностики и всестороннего анализа деятельности педагога. Используются методы: индивидуальные беседы, наблюдение, анкетирование.
Второй этап – теоретическое изучение проблемы. Деятельность руководителей дошкольного учреждения заключается в создании условий для работы: тематическая подборка научной, научно-методической и художественной литературы, видеозаписей, материалов из опыта работы и др. Практическая деятельность воспитателя (изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, мероприятий для детей и родителей, методических объединений и др.) осуществляется при непосредственной помощи заместителя заведующего по основной деятельности.
Результаты самообразования могут быть представлены в форме:
консультаций для сотрудников дошкольного учреждения;
выступлений на заседании педагогического совета;
открытых занятий и других мероприятий;
картотеки по проблематике изучаемого вопроса;
игр и пособий;
рекомендаций по проведению образовательной работы;
выставок работ детей или педагога;
оформленного передового педагогического опыта.
Основными критериями самообразования педагогов являются: творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс, качество образовательного процесса, положительная динамика показателей развития дошкольников.
Самообразование дает положительный результат в том случае, если оно ведется целенаправленно, планомерно и систематически.
Самообразование – это абсолютно добровольная деятельность педагога, детерминированная его внутренней мотивацией, и применение жестких административных мер в этом вопросе недопустимо. Оно не должно сводиться к ведению тетрадей самообразования, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов, которые будут использоваться только в качестве демонстрационного материала. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом для повышения профессионального мастерства педагога, развития его личности.
Организация работы информационно-методического кабинета дошкольного учреждения
Информационно-методический кабинет создает условия для совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников, повышения их квалификации, роста творческого потенциала, направленного на обеспечение качественного процесса воспитания, обучения и развития детей.
Источник: Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2010/2011 учебному году. Учреждения , обеспечивающие получение дошкольного образования.
раскрыть » / « свернуть